Лиза Алцыбеева рассказала о детской версии шоу «МастерШеф»

МастерШеф 6

Домашние питомцы и дети — тайная струна любого, пусть самого черствого зрителя. Поэтому кризис жанра не грозит даже шоу «МастерШеф» на СТБ. В пятом сезоне поклонников шоу накормят новыми впечатлениями, а полку новоиспеченных кулинаров прибыло — канал объявил о запуске детской версии проекта.

А вот закулисье главной кухни СТБ остается для зрителя терра инкогнита. Чтобы рассеять мрак неведения, я поговорила с Лизой Алцыбеевой — именно она сопровождала взрослый «МастерШеф» в качестве продюсера со дня его основания и корпела над подготовкой его детской версии. За это время Лизе удалось узнать, где берутся самые экзотические продукты, какие духовки лучше использовать для выпечки, и много других секретов телевизионно-кулинарного симбиоза. А буквально недавно добавился еще один повод встретиться с Лизой — она стала заместителем главного продюсера СТБ Галины Пилютиковой. И разговор выдался интересным и многосторонним…

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Лиза, поздравляю вас с новой должностью. Давайте начнем с того, что теперь будет входить в ваши обязанности.

— Я ждала этого вопроса (смеется). К сожалению, пока не могу на него ответить: как раз сейчас мы занимаемся распределением обязанностей внутри коллектива. До 15 июля проводим совещания, после этого выпишем весь перечень того, чем я буду заниматься, а Владимир Владимирович (Бородянский, — МН) лично его утвердит. А вот когда мы переедем на новое место и окончательно со всем разберемся, я приглашу вас на новоселье.

Для меня это предложение, если честно, стало большой неожиданностью, как гром среди ясного неба. Конечно, я надеялась, но не верилось, что это произойдет так скоро. Ну, наш продакшн развивается, появляется все больше новых проектов — наверное, для вас не секрет, что мы занимаемся проектами для «Нового канала» и ICTV. Так что удержать все в одних руках становится невозможно.

— Как у вас складываются отношения с Галиной Пилютиковой — уже обсуждали распределение обязанностей?

— Пока нет, эта встреча еще впереди. Что касается отношений, то они прекрасные, потому что Галина Вячеславовна — очень творческая личность, а я люблю творческих людей. Уверена, что мы с ней сработаемся.

— Вы говорите, что назначение стало неожиданностью, но, возможно, Бородянский как-то подводил вас к этому, прощупывал, беседовал?

— Нет, такого не было, но в течение года в продакшене появлялись проблемные места и организационные вопросы, которые необходимо было решать. Это в первую очередь касалось координации, транспорта — словом, всего, что направлено на оптимизацию бюджетов и улучшение жизни в продакшене. Я привлекалась к этим проектам по собственной инициативе, потому что хотелось заниматься чем-то еще помимо продюсерской работы, и, надеюсь, именно благодаря этим заслугам была замечена.

— Вы еще не до конца знаете свои обязанности, но будут ли они отличаться от вашей продюсерской деятельности в проекте?

— Думаю, в любом случае будет что-то новое и незнакомое. Ведь работа внутри ТО и работа на продакшене — разные задачи и стратегические вопросы, так что отличия точно будут. А вот в чем конкретно — пока не знаю. Мы хотим сделать реорганизацию продакшена, и первый этап, с которым я хочу столкнуться — планирование производства, в том числе и долгосрочное. Это приведет к более рациональному распределению проектов внутри продакшена, и, думаю, позволит оптимизировать затраты.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Уже есть какие-то конкретные наработки?

— Не хочу сейчас раскрывать все карты, потому что пока это стратегический план, а я придерживаюсь принципа «не словом, а делом». Для его воплощения мне нужен не месяц и не два, это долгий путь и соответственно длительный период.

— Будут ли во время реорганизации тасоваться проекты, переходить из одного ТО в другое?

— Нет, такого мы не планируем, но кадровая политика претерпит некоторые изменения. Сейчас у нас происходит ротация линейных продюсеров и старших администраторов. Мы хотим подтянуть ребят, назначить на более высокие должности. Кроме того, мы хотим открыть школу продюсеров.

— Судя по всему, работы предстоит немало. Останется ли время на «МастерШеф»?

— Нет, к сожалению, не останется. Буду стараться помогать ребятам, но только на уровне сопровождения — продюсером проекта уже назначен другой человек.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Кто именно?

— Линейный продюсер Владислав Воловой, который начинал вместе со мной с первого сезона шоу. Я его поздравляю с назначением, потому что оно абсолютно заслужено. Так считаю не только я, но и Володя Турич. Влад полностью в материале, четко понимает задачи, поставленные перед ним в новом сезоне, знает правила, по которым существует проект, и ему, безусловно, будет намного легче, чем любому человеку со стороны.

— Раз уж вы заговорили о детском «МастерШеф». Уже известно, кто будет его продюсером?

— Скорее всего, это будет Владислав. Я же буду его сопровождать, поскольку давно и много думаю о проекте. В том числе, я прорабатывала бюджет, так что знаю все тонкости и нюансы, с которыми может столкнуться команда.

— Кстати, о нюансах. Самый простой пример, который приходит в голову — это подписание контракта о неразглашении с участниками. Понятно, как это происходит со взрослыми, но как быть с детьми?

— В таких ситуациях мы работаем с родителями, все контракты подписывают они. Также они присутствуют на площадке, проживают вместе с детьми. Поэтому ответственность за ребенка несем как мы, так и родители. Все инструктажи фуд-департамента о том, что делать, чего не делать, как готовить, как пользоваться инвентарем, будут проводиться при непосредственном присутствии родителей, чтобы они в случае необходимости могли что-то подсказать. Мы стремимся к тому, чтобы у ребенка не возникало психологического дискомфорта и чувства страха, чтобы он не сосредотачивался на том, как включить плиту или комбайн, а творил кулинарные шедевры.

— А что по поводу безопасности? Ведь дети с ножами и дети с огнем вызывают беспокойство.

— Это соблюдается в обязательном порядке. У нас очень индивидуальный подход к этому проекту — будет произведена замена техники, появятся индукционные плиты нового поколения, которыми невозможно обжечься.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Другими словами, переделывается практически все?

— Именно так. Мы делаем специальные подставки для деток, чтобы они могли полноценно работать с кухонной поверхностью, и даже посуду мы заменим на более безопасную. Конечно, предусмотрен индивидуальный подход к выбору продуктов. Мы работаем с поставщиками, которые будут предоставлять сертификаты для работы с детьми на всю продукцию. Подобный опыт у нас уже был на взрослом «МастерШефе»: когда мы кормим деток на выездных конкурсах, например, в лагере или школе, то все происходит по этой же схеме.

— Дети еще особенны тем, что ходят в школу. И одно дело — отпросить взрослого с работы на четыре месяца, а другое — ребенка. Как вы решили эту проблему?

— Мы приняли решение, что телевизионные кастинги проведем во время каникул, чтобы не травмировать ни детей, ни их родителей. За этот период мы соберем всех участников, которые пройдут дальше, и в индивидуальном порядке будем писать письма на имя директоров школ, чтобы нам поспособствовали. Думаю, что мамочки, которые привели к нам своих детей, будут заинтересованы, так что и школьное руководство пойдет навстречу.

— Но вопрос даже не в возможности отпросить детей, а скорее в том, чтобы они не выпадали из образовательного процесса. Рассматриваете ли вы вариант, скажем, присутствия репетиторов на площадке?

— Да, мы готовы проводить занятия. Кроме того, у нас более лояльный график съемок, нежели на взрослом «МастерШеф», ведь дети гораздо быстрее устают. У них есть выходные, и в эти дни они могут поехать получить задание в школе, чтобы ни в коем случае не терять знания. Плюс, мы предусмотрели развлекательные программы для детей, чтобы они могли расслабиться и оторваться. Ведь если для взрослых это психологически тяжело, то детям еще хуже. Мы хотим дать им разрядку, чтобы они могли забыть на время о кухне и вспомнить о детстве. Я как раз сейчас этим занимаюсь: веду переговоры с торгово-развлекательными центрами, чтобы они организовывали нам какие-то программы. Также я хочу приглашать различные коллективы, аниматоров в наш павильон в Броварах.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Есть ли на проекте психолог?

— Есть, и не один. Сейчас у нас только начальный этап кастингов, но мы с Володей Туричем уже заняты поиском профессионалов, которые позволят нам психологически готовить не только детей, но и родителей, ведь это также важно. Возможно, таких профессионалов будет больше двух, будем смотреть по потребностям. Все это предусмотрено бюджетом, чтобы все чувствовали себя комфортно.

— Кстати, о бюджете. Учитывая все, о чем вы говорите — специальную технику, посуду и прочее, он будет выше, чем у взрослой версии проекта?

— Нет, несмотря на то, что нам много чего понадобится, бюджеты приблизительно одинаковые. Дело в том, что мы уже наработали хорошие отношения со многими компаниями, способствующими в поисках техники и инвентаря. Это ведь очень интересный проект не только для потенциальных спонсоров, а еще и возможность показать, что дети тоже могут использовать приборы, могут полноценно готовить.

— Такой маркетинговый ход?

— Да, назовем это так (улыбается).

— Как вообще родилась идея детского «МастерШеф»?

— Мы ведь знаем, что такой формат существует, и он достаточно успешен. А вот что поспособствовало ее реализации именно сейчас — это уже к Туричу и программной дирекции. Меня же просто поставили перед фактом: «Лиза, поздравляем, у нас есть возможность рассчитать бюджет детского «МастерШеф». Сначала я подумала: ну ок, какие проблемы, сейчас все быстренько сделаем по аналогии. А оказалось все намного глубже: например, конкурсы должны быть не менее интересными и зрелищными, но использование реквизита, который Вова придумал для взрослых соревнований, не совсем корректно в детских. Так что сейчас мы очень активно работаем с творческой группой,  нарабатываем материал. Руководитель проекта Марина Радык уже готовит конкурсы.

Как и во взрослом шоу, здесь все происходит следующим образом: придумывается максимально возможное количество конкурсов, я прорабатываю каждый из них. А когда начинаются съемки, мы уже в процессе выбираем, что за чем будет следовать. То есть, нельзя сказать, что на следующей неделе будет вот этот конкурс, а за ним — этот, все подбирается под настроение участников. Кстати, здесь еще все зависит от того, как дети сработаются между собой. Как срабатываются взрослые — уже понятно, и мы можем выстроить хотя бы приблизительную стратегию, а тут надо быть готовым к сюрпризам.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— За последнее время СТБ объявил о запуске сразу двух детских форматов. С чем это связано — с успехом «Голос. Дети» на Плюсах, или вы просто следуете тенденциям?

— Мне кажется, что это никак не связано между собой. Мысли запустить оба проекта появились давно, просто, видимо, так совпало. К тому же, я не хочу проводить параллели с «Голосом», поскольку там детки поют, а мы хотим в обоих проектах показать нечто другое. В любом случае, такие вопросы нужно задавать не мне, я просто рада, что мы будем работать с детьми.

— На что обращается внимание во время детских кастингов? Есть ли в этом отличия от кастингов взрослых?

— Не могу четко ответить на этот вопрос, поскольку не присутствую на кастингах постоянно. Из того, что я видела, могу сделать выводы, что проходят они очень весело: с детьми разговаривают о друзьях, о родителях, об играх, словом, о таком огромном количестве всего, что трудно понять, что самое главное.

— А ко взрослым кастингам вы привлекались?

— Да, и выглядит все немного иначе. На кастинге мы с ребятами проговариваем какие-то нюансы, но более детально общаемся, когда они проходят в ТОП-100. Контракты же подписываются на этапе, когда они попадают в ТОП-50, когда люди полностью готовы к тому, чтобы принимать участие в процессе. Сейчас все реже возникают проблемы с тем, чтобы отпросить ребят, потому что все знают, что у нас за шоу. В основном, с ними мы сталкивались в первом и втором сезонах.

— С какими еще трудностями вы сталкивались в производстве? Насколько я знаю, кулинарные форматы — одни из самых сложных.

— Да, как я уже говорила, это бизнес в бизнесе. Здесь, помимо телевизионной составляющей, нужно обладать познаниями в ресторанном деле. Я очень много времени посвятила тому, чтобы во всем этом разобраться: требования к продуктам, техника, инвентарь, приточно-вытяжные системы…

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Теперь фактически можете построить собственный ресторан?

— Думаю, да (смеется). Если кто-то из участников ко мне обратится — с удовольствием помогу как минимум советом. Кроме того, я должна разбираться практически во всем, что связано с приготовлением еды, особенно это касается продуктов. Понимаете, ведь мы же кормим наших гостей, иногда продаем блюда. Конечно, все должно быть качественное, свежее, со всеми сертификатами и разрешениями, и за этим нужно следить очень тщательно.

— Сталкивались ли вы с невозможностью подготовить конкурс, придуманный сценаристами? Например, если не находился нужный ингредиент.

— У нас даже есть ряд конкурсов, которые переходят из сезона в сезон именно из-за таких нюансов. Мы от них не отказываемся и надеемся рано или поздно осуществить задуманное. Открою вам тайну одного из них. Мы давно ломаем головы над тем, как реализовать конкурс с консервными банками. Его суть в том, что в совершенно одинаковые баночки без этикеток закатаны разные продукты, а участники должны вслепую выбрать себе определенное их количество для готовки. Всего нужно 20 тысяч эти банок, и я никак не могу найти консервный завод, который мог бы выполнить такой заказ. Надеюсь, когда-нибудь получится (смеется). И таких конкурсов немало, ведь сценаристы — творческие люди, и полет их мысли не ограничен ничем. Наша работа построена на диалоге и компромиссе, потому что я сама очень творческая, и просто не могу отказать человеку, когда он озвучивает какую-то идею, ищу разные пути.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Обычно удается предусмотреть все нюансы работы?

— Бывает по-разному. Мы очень стараемся, но иногда случаются проколы. Например, в прошлом году был конкурс с саранчой, когда участники заходили в куб с насекомыми, набирали себе и потом готовили их. Мы долго искали, где можно взять такое количество саранчи, нам ее специально выращивали, мы построили специальную комнату… В общем, думали, что предусмотрели абсолютно все, пока не столкнулись с тем, что кубы с саранчой надо как-то убирать. Закончилось все тем, что насекомые разлетелись по всему павильону, и ловили их все: от администратора до продюсера, от журналиста до директора ТО. И, честно вам скажу, у нас не получилось: пришлось вызывать специально обученных людей, разбирать декорации, сдвигать график съемки. Было очень весело, и такие истории очень сильно сплачивают команду.

— Сценаристы как-то привлекают вас к своей работе, советуются?

— Да, ведь мы изначально так построили процесс, чтобы не тратить силы на то, что никак нельзя реализовать. С самого начала мне показывают все конкурсы, и я говорю, что можно, а что — ну никак, и после этого Володя принимает решения. Кроме того, я и сама что-то иногда могу подкинуть, и очень радуюсь, когда мои идею берут в работу. Хочется чувствовать себя составляющей не только финансовой и организационной части проекта, но и творческой.

Лиза Алцибеева, МастерШеф, СТБ

— Вы с самого начала на «МастерШеф» и очень тепло отзываетесь о проекте. Не было ли у вас сомнений по поводу новой должности из-за этого?

— Нет, хотя мне, безусловно, было непросто. Но я очень хочу развиваться и расти, покорять новые горизонты. К тому же я надеюсь, что у меня будет получаться уделять этому проекту какое-то время, помогать ребятам.

Что ж, желаю Лизе успехов как в новых начинаниях, так и в старых проектах. Ну а нам остается ждать — премьеры обеих версий «МастерШефа» не за горами.

Источник: Медианяня